рекламная строчка Nolix

пятница, 28 апреля 2017 г.

Триадология

Римско-католическое богословие исповедует Триединого Бога. Учение о Святой Троице есть центральная тайна веры и христианской жизни. Это основная вероучительная истина римского богословия. Христос явил нам полноту истины в Боге, что Бог есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Воплощённый Сын, Логос, единосущен Отцу. В этом учении римско-католическое богословие стоит на позиции первых двух Вселенских Соборов, которые проходили в Никее в 325 году и в Константинополе в 381 году и на важность которых указывается в Катехизисе.
В учении о Святом Духе римо-католики придерживаются своей точки зрения, что  Дух Святой "исходит от Отца и Сына". Это учение они считают латинской традицией. В то же время они указывают, что апостольскую веру о Духе определил 2-й Вселенский Собор в Константинополе: "Веруем в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего" (п. 245). Учение о Filioque они оправдывают тем, что и православное богословие учит об исхождении Святого Духа от Отца берез Сына. Однако православные теологи утверждают, что это нельзя ни в коем случае отождествлять с западным учением о Filioque.
Если Православная Церковь учит об исхождении Святого Духа от Отца через Сына, то только в том случае, когда она стремится обозначить деятельность Святой Троицы в сотворённом мире. Святая Троица действует в тварном мире от Отца через Сына в Духе Святом.
Оправдывая Filioque, римско-католическое богословие ссылается на Флорентийский собор 1439 года. В Катехизисе непосредственно приводится постановление этого собора: "Существо и бытие Святого Духа исходят одновременно от Отца и Сына, и он вечно исходит от Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием... И поскольку всё, что у Отца, Отец сам дал Единородному Сыну, рождая его, - всё, за исключением Своего Отцовства, - постольку само это исхождение Святого Духа от Сына вечно получает от Отца, от Которого же вечно рожден".
Для усиления аргументации в пользу правильности Filioque  Рим также ссылается на постановление унионистского собора, проходившего в 1247 году в Лионе. В документах этого собора говорится, что "Отец есть первопричина Духа как "безначальное начало", но также, что как Отец Единородного Сына Он вместе с Ним составляет "единое начало, от которого исходит Святой Дух"".  Filioque для римско-католического богословия представляется необходимостью, так как римо-католики в триадологии основной акцент ставят на единстве Святой Троицы по природе, что прямо и признают. Поэтому им не хватает Filioque в Никео-Цареградском исповедании веры, что было решено таким путем, что его просто добавили в вышеупомянутый символ.
Православное богословие в триадологии исходит из Библии, конкретнее, за основу оно принимает Пролог Евангелия от Иоанна и другой текст, также от Иоанна (15:26)), которые определяют тринитарное положение Ипостасей. Бог не есть ни единственное, ни множественное число. Бог есть совершенство, которое превышает всякое человеческое представление. По мысли Владимир Лосского, число три в триадологии не выражает множество, но обозначает  в Божестве неизреченный порядок и совершенство.
Триадологию на основании Писания разрабатывали в IV веке в спорах с арианами капподакийские Отцы, гениальность которых заключалась в том, что они сумели выразить, что в Божестве есть общее и что отличное. То, что в Боге есть общее, они выразили понятием естество (сущность, природа), а что отличное - термином Ипостась, Лицо. Бог есть одновременно Монада и Триада. Монада по естеству и Триада по Ипостасям. Святая Троица - это Отец, Сын и Святой Дух, которые тождественны по Божеству, но имеют Свои специфические свойства, которыми в ипостасном бытии нельзя пренебрегать или подменять их одно другим.
...
Догмат Испанской Церкви постепенно распространялся в западном христианском мире. Не помешали этому даже сами епископы, которые как хранители веры осознавали свою ответственность за сохранение чистоты и неповреждённости изначального христианского учения в духе Евангелия и постановлений Вселенских Соборов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий