рекламная строчка Nolix

пятница, 10 декабря 2010 г.

Про ад и вечные муки - как бы не попасть туда блоггерам


В обычном представлении ад — это то, что по-славянски называется пекло, где смола, огонь, смрад и превосходящие земные муки. Виновный в этой жизни терпит в аду, в загробной жизни, мучения в погрешивших членах своего тела. Здесь следует внести ясность. Это представление языческое. Нечто подобное можно найти у греков, у египтян, но не в Писаниях.
В ряде апокрифических книг, имеющих отношение к христианству, но не вошедших в состав канона Писаний, также содержатся статьи «адского уголовного кодекса» с комментариями по применению.
Посмотрим, что об этом говорят Писания. В канонических текстах подобных описаний преисподней мы не находим. Их нет. Есть предупреждение о грядущем суде, об озере огненном, горящем серою (Откр. 19:20, 21:8), но детальное описание мук отсутствует. Это, как говорит С. С. Аверинцев, «не вечная жизнь, хотя бы в страдании, но мука вечной смерти». Традиционно христиане понимают учение Библии об аде как о месте непрекращающейся физической и психологической муки, ожидающей тех, кто умер, не уверовав во Христа, возможно, за исключением детей, которые умерли до наступления совершеннолетия, умственно отсталых и тех, кто никогда не слыхал Благой вести. Таковы были взгляды отцов Церкви Тертуллиана, Иеронима и Августина, средневековых богословов Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского, некоторых протестантских мыслителей. Представление о преисподней постепенно раскрывается Господом по мере развития Его откровения в Писаниях. В них смерть человека понимается как состояние, привнесенное на землю грехом, не естественное для Божия творения. Поэтому преисподняя — lAav. — «шеол» — по-гречески ad|[ hj — «гадес» — отождествляется с местом, где правит царь ужасов (Иов. 18:14) и которая находится, как считается, в самых глубинах земли (Вт. 32:22). Конкретный смысл данного термина должен быть выведен из контекста его употребления. В основном Ветхий Завет говорит об одинаковой участи как праведников, так и нечестивых, включая, по-видимому, туда и животных (Пс. 48:13, 15, Еккл. 9:2-3). В отличие от жизни на земле в шеоле нет чувств и эмоций (Еккл. 9:10). Это царство теней, которым уже никогда не выйти оттуда (Иов 10:21-22). Там не славят Господа (Ис. 38:18). Среди мертвых пребывают не только грешники (Иов 24:19), но и праведники (Ис. 38:10). Одни тексты говорят, что мертвые не имеют над собой власти Бога (Пс. 87:5-6), другие же свидетельствуют о присутствии Божием даже в преисподней (Пс. 138:8).
В книге пророка Исаии уже говорится о воскресении мертвых (Ис. 26:19), а в книге пророка Даниила сказано о телесном воскресении как о пробуждении из праха земного — «одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Исходя из притчи о богаче и Лазаре, до смерти Христовой ад представлял собою место, где находились души как праведных, так и нечестивых, возможно, что в разных отделениях, разделенных «великой пропастью» (Лк. 16:19-31). Со времен Христа понимание ада становится более определенным. Это уже не бесстрастный и безгласный шеол-гадес, а настоящее место мучений, в противоположность раю — месту, где души умерших пребывают со Христом. Дело в том, что вся та область, куда отправляются души умерших, состоит из собственно ада, места печали, где находятся души злодеев и грешников, и рая (лона Авраамова), где пребывают в радости души праведных.
Если ад — временное пристанище душ умерших, то конечным пунктом тех, кто при жизни не принял Христа, является геенна (см. вставку на с. 48).
В аду души нечестивых пребывают вне тела, тогда как в геенне вечным огнем разрушается как тело, так и душа, воссоединившиеся при воскресении (Мк. 9:43-48; Мф. 10:28).
Группа богословов, в которую входили и ученые из Оксфорда, опубликовала доклад, в котором утверждается, что степень страдания грешников в аду пропорциональна тому злу, которое они совершили при жизни. Предупреждая о соблюдении осторожности при буквальной трактовке библейских образов озера огненного, червя неумирающего и скрежета зубовного, доклад говорит о них, как о символах настоящего ужаса, ожидающего тех, кто отверг Христа еще при жизни. Богословы предупреждают о реальности ада, невзирая на то, что проповеди об озере огненном горящем серою могут оказаться пугающими. Господь наш Иисус Христос говорит: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:28-29).
Ясно одно — все умершие воскреснут. Одни — для восхищения на небеса и пребывания со Христом (1 Фес. 4:16-17), другие — для геенны. Отчет предупреждает, что хотя тема ада и не является главной в благовестии, ею нельзя пренебрегать в жизни и служении церкви. На верующих лежит полная ответственность учить о Христе как о единственном пути, который открыл Бог для искупления людей от ада.
В наши времена общая тенденция к допустимости разнообразия мнений в отношении нравственных критериев приводит к тому, что многие считают понятие об аде недоказуемым и вообще устаревшим. На верующих ныне лежит особая ответственность. Оставаясь верными учению Христову, им следует быть готовыми к ответу на вызов, который бросает современное мировоззрение. Один их таких вопросов — это вопрос о реальности ада. Дело церкви — указывать людям на Бога, Который столь возлюбил их, что умер за них, дабы они не попали в ад.
           Сама весть о сошествии Христа в ад подтверждает, что Бог принял природу человека вплоть до смерти (2 Кор. 5:14-15, Евр. 2:14), а Его восшествие из ада открыло народам путь к воскресению к жизни.
          Скачать полную версию статьи

1 комментарий: