На современном этапе развития цивилизации, утверждают системные аналитики, инфокоммуникационной инфраструктуре отводится та же роль, какую сыграло развитие транспорта в период промышленной революции. С этим можно спорить или соглашаться, однако нельзя не признать, что без создания общедоступной информационно-транспортной системы переход к инновационной экономике, к информационному обществу немыслим. Это подтверждают и итоговые документы Глобального симпозиума "Умное регулирование для широкополосного мира".
Задачи государства в сфере инфокоммуникационных технологий (ИКТ). В современном мире доступность мировой сети, а также рост средней скорости широкополосного доступа (ШПД) придают мощный стимул развитию экономики. Исследование Ericsson и Arthur D.Little показало, что в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рост проникновения ШПД на 10% приводит к увеличению ВВП на 1%, а удвоение средней скорости ШПД - к росту экономики ОЭСР на 126 млрд. долларов. При этом, помимо легко определяемого прямого и косвенного экономического эффекта, имеет место и мультипликативный эффект, обусловленный созданием возможностей для новых отраслей и видов бизнеса, других макроэкономических изменений в долгосрочной перспективе. Еще труднее измерить повышение качества жизни населения, связанное с глобальным доступом к информационным ресурсам, социальную значимость перевода в электронный вид государственных услуг, услуг в области здравоохранения, образования и т.д.
Взрывной рост абонентской базы социальных сетей, недавние события "арабской весны", публикация ранее недоступной, секретной информации в Интернете показывают, что новые коммуникации становятся мощнейшим инструментом развития, которого в истории человечества еще не было. Это в значительной степени повысило и политический интерес к решению задач построения информационного общества.
Темпы роста сферы услуг информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) постоянно ускоряются, и аналитики прогнозируют дальнейший стремительный рост проникновения ШПД: с 1 млрд пользователей сегодня до 5 млрд в 2015-2016 гг. Это, в свою очередь, требует опережающего развития инфраструктуры, поэтому национальные директивные и регуляторные органы должны выработать соответствующие стратегии и нормативные документы, способствующие повышению доступности ШПД. Должны быть решены и новые проблемы рисков, возникающих в связи с организацией повсеместного доступа при неограниченности спроса и предложения на ИКТ.
Таким образом, необходима целенаправленная государственная политика в области развития инфокоммуникационной инфраструктуры ШПД, включающая эффективные регуляторные механизмы ее реализации. Эти механизмы должны уравновешивать интересы государства и частного бизнеса, либерализацию рынка и государственное стимулирование развития сектора ШПД.
Мировая практика. Решению этих непростых задач посвящался проведенный Международным союзом электросвязи (МСЭ) в сентябре 2011 г. в Колумбии Глобальный симпозиум для национальных регуляторных органов на тему "Умное регулирование для широкополосного мира". В числе его участников были и представители Международной академии связи.
Понятно, что какой-либо одной всеобъемлющей схемы эффективного регулирования, направленного на ускорение развертывания широкополосной связи, содействие инновациям и обеспечение всеобщего охвата цифровыми технологиями, нет; при выработке рекомендаций участники симпозиума исходили из необходимости использовать передовой опыт развитых стран. В результате дискуссий был подготовлен итоговый документ ("Руководящие указания"), содержащий рекомендации правительствам и администрациям связи по четырем актуальным направлениям регулирования:
Были предложены два зарекомендовавших себя в ряде стран эффективных механизма инвестирования сетей доступа и транспортной инфраструктуры ШПД: использование партнерских отношений и модернизация программ и фондов универсального обслуживания.
Использование партнерских отношений.:Признавая, что частный сектор должен играть главную роль в развитии широкополосной связи, участники симпозиума отмечают, что, когда частные инвестиции не приносят существенной отдачи (т.е. невозможно решить задачи развития только с их помощью), целесообразно привлекать государственные средства на основе частно-государственного партнерства.
Идея такого партнерства давно обсуждается и в России, но эффективного механизма его реализации пока не выработано. Содержащиеся в "Руководящих указаниях" рекомендации по его созданию нам тоже известны. Однако их изложение в международном акте, безусловно, должно оказать положительное, а может, и побудительное влияние на национальные директивные и регуляторные органы. К примеру, в случаях, когда на создание инфраструктуры широкополосной связи или строительство других важных объектов сетей выделяются государственные средства, регуляторным органам рекомендуется устанавливать обязательные условия их использования, связанные с получением экономических выгод для как можно более широкой базы пользователей и поставщиков услуг. Речь идет о государственных инвестициях в частные сети на определенных условиях использования сооружений, построенных на базе частно-государственного партнерства. Прежде всего, это условие открытого доступа. В случае, если принято решение о продаже или аренде таких объектов инфраструктуры, сделки должны осуществляться прозрачным и недискриминационным образом, чтобы не деформировать соответствующие рынки.
Задачи государства в сфере инфокоммуникационных технологий (ИКТ). В современном мире доступность мировой сети, а также рост средней скорости широкополосного доступа (ШПД) придают мощный стимул развитию экономики. Исследование Ericsson и Arthur D.Little показало, что в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рост проникновения ШПД на 10% приводит к увеличению ВВП на 1%, а удвоение средней скорости ШПД - к росту экономики ОЭСР на 126 млрд. долларов. При этом, помимо легко определяемого прямого и косвенного экономического эффекта, имеет место и мультипликативный эффект, обусловленный созданием возможностей для новых отраслей и видов бизнеса, других макроэкономических изменений в долгосрочной перспективе. Еще труднее измерить повышение качества жизни населения, связанное с глобальным доступом к информационным ресурсам, социальную значимость перевода в электронный вид государственных услуг, услуг в области здравоохранения, образования и т.д.
Взрывной рост абонентской базы социальных сетей, недавние события "арабской весны", публикация ранее недоступной, секретной информации в Интернете показывают, что новые коммуникации становятся мощнейшим инструментом развития, которого в истории человечества еще не было. Это в значительной степени повысило и политический интерес к решению задач построения информационного общества.
Темпы роста сферы услуг информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) постоянно ускоряются, и аналитики прогнозируют дальнейший стремительный рост проникновения ШПД: с 1 млрд пользователей сегодня до 5 млрд в 2015-2016 гг. Это, в свою очередь, требует опережающего развития инфраструктуры, поэтому национальные директивные и регуляторные органы должны выработать соответствующие стратегии и нормативные документы, способствующие повышению доступности ШПД. Должны быть решены и новые проблемы рисков, возникающих в связи с организацией повсеместного доступа при неограниченности спроса и предложения на ИКТ.
Таким образом, необходима целенаправленная государственная политика в области развития инфокоммуникационной инфраструктуры ШПД, включающая эффективные регуляторные механизмы ее реализации. Эти механизмы должны уравновешивать интересы государства и частного бизнеса, либерализацию рынка и государственное стимулирование развития сектора ШПД.
Мировая практика. Решению этих непростых задач посвящался проведенный Международным союзом электросвязи (МСЭ) в сентябре 2011 г. в Колумбии Глобальный симпозиум для национальных регуляторных органов на тему "Умное регулирование для широкополосного мира". В числе его участников были и представители Международной академии связи.
Понятно, что какой-либо одной всеобъемлющей схемы эффективного регулирования, направленного на ускорение развертывания широкополосной связи, содействие инновациям и обеспечение всеобщего охвата цифровыми технологиями, нет; при выработке рекомендаций участники симпозиума исходили из необходимости использовать передовой опыт развитых стран. В результате дискуссий был подготовлен итоговый документ ("Руководящие указания"), содержащий рекомендации правительствам и администрациям связи по четырем актуальным направлениям регулирования:
- Механизмы финансирования для содействия развертыванию инфраструктуры широкополосной связи.
- Содействие частным инвестициям в широкополосную связь с помощью стимулирующего регулирования.
- Стимулирование инноваций и разработка приложений и услуг.
- Повышение цифровой грамотности.
Были предложены два зарекомендовавших себя в ряде стран эффективных механизма инвестирования сетей доступа и транспортной инфраструктуры ШПД: использование партнерских отношений и модернизация программ и фондов универсального обслуживания.
Использование партнерских отношений.:Признавая, что частный сектор должен играть главную роль в развитии широкополосной связи, участники симпозиума отмечают, что, когда частные инвестиции не приносят существенной отдачи (т.е. невозможно решить задачи развития только с их помощью), целесообразно привлекать государственные средства на основе частно-государственного партнерства.
Идея такого партнерства давно обсуждается и в России, но эффективного механизма его реализации пока не выработано. Содержащиеся в "Руководящих указаниях" рекомендации по его созданию нам тоже известны. Однако их изложение в международном акте, безусловно, должно оказать положительное, а может, и побудительное влияние на национальные директивные и регуляторные органы. К примеру, в случаях, когда на создание инфраструктуры широкополосной связи или строительство других важных объектов сетей выделяются государственные средства, регуляторным органам рекомендуется устанавливать обязательные условия их использования, связанные с получением экономических выгод для как можно более широкой базы пользователей и поставщиков услуг. Речь идет о государственных инвестициях в частные сети на определенных условиях использования сооружений, построенных на базе частно-государственного партнерства. Прежде всего, это условие открытого доступа. В случае, если принято решение о продаже или аренде таких объектов инфраструктуры, сделки должны осуществляться прозрачным и недискриминационным образом, чтобы не деформировать соответствующие рынки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий